Центр защиты леса Чеченской Республики
регионы России
О насНаправления деятельностиНовости70 лет ПобедыУслугиКонтакты
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

 

 

 

Лесовод - взгляд из прошлого.

Лесовод - взгляд из прошлого.

 

     При подготовке цифровой библиотеки для нашего Центра, мы обнаружили на просторах Интернета интересную, а ещё больше поучительную книгу, изданную почти 100 лет назад в 1926 году «Чему учиться – выбор профессии», в которой на стр. 76-80 приведена статья Петрова Г.В. «Лесовод».

В этой небольшой статье даётся краткая характеристика профессии лесовода, поясняется значимость этой профессии для лесной отрасли, влияние деятельности лесных работников на результаты в других отраслях народного хозяйства, а также ответственность лесоводов за будущее наших лесов.

Данная статья, на наш взгляд, будет интересна для нашего читателя и поэтому мы размещаем её в полном объёме.

Эта статья актуальна и на текущем моменте, так как лесная отрасль России сегодня переживает критическое состояние: профессия лесовода обесценилась почти до нуля, лесным хозяйством занимаются в основном менеджеры, а лесничими у нас работают люди порой не только не имеющие представления о биогеоценозе, но и мало разбирающиеся в вопросах лесоводства.

 

Г. В. Петров

ЛЕСОВОД.

     Не всякий работник в лесу или около леса является лесоводом; работают в лесу и лесорубы, организаторы рубки и вывозки леса. Деятельность этих работников направлена, главным образом, на обработку леса, на изъятие его из лесной среды и превращение в предметы потребления. Деятельность же лесовода, как лесного работника, сводится к приложению своих сил и знаний к тому, чтобы выра­стить лес, чтобы в лесу развивались нормально лесные насаждения, которые давали бы наиболее необходимые и наиболее ценные древесные материалы. Но для того, чтобы способствовать выращиванию леса, необходимо знать природу леса и все условия, благоприятствующие его росту. Климат, почва, метеорологические явления, свойства древесины, анатомия и физиология древесных, кустарных и травянистых растений, — все это должно быть изучено и связано с запросами народного хозяйства. Лесовод дол­жен уметь организовать вмешательство человека в жизнь леса так, чтобы в максимальной степени удовлетворялись потребности человека в лесных ценностях и обеспечива­лись условия возобновления наиболее нужных человечеству древесных пород. Лесовод должен заботиться о наилучшем и скором росте этих пород, а также о непрерывности и по­стоянстве пользования древесными и другими ценностями, получаемыми из леса.

     Для достижения этой цели лесовод должен уметь орга­низовать лесное хозяйство; он должен „устроить" лес, т.-е. составить план хозяйственной деятельности в лесу: определить, сколько древесины можно ежегодно вырубать; как вести рубку леса, — вырубать ли сплошными площадками, или выбирать отдельные деревья; как обеспечить возобновление леса на вырубках, нужны ли искусственные посевы, посадки леса; какие меры ухода за лесом необходимо проводить в устраиваемом лесу, — допускать ли пастьбу скота, сенокошение и т.п. в лесу; по какой цене продавать лес, на какой рынок и т.д.

    Здесь деятельность лесовода уже выходит из узких рамок лесоводственной практики и требует понимания значения леса и лесного хозяйства в общей системе народного хозяйства вообще и нашей страны — в частности. В этой области перед лесоводом открывается широкое поле деятельности не только как организатора лесного хозяйства, но и как лесного экономиста.

    Кроме того, труд лесовода имеет широкое применение в области лесных мелиораций: по осушке болот, по укреплению оврагов, по задержанию распространения сыпучих песков путём посева или посадки травянистых, кустарных, древесных растений.

 

I. Специальные уклоны профессии лесовода.

    В зависимости от того, занимается ли лесовод в своей профессиональной работе преимущественно чистым лесоводством, лесоустроительной практикой с таксацией (оценкой) лесов, лесомелиоративным делом или лесоэкономическими вопросами, — он становится не только специалистом- лесоводом, но приобретает ещё более специальный уклон лесовода-лесоустроителя, лесного таксатора, лесомелиоратора или лесного экономиста. Таким образом, в зависимости от склонности лесовода, а в худшем случае — по случайным обстоятельствам лесоводы распределяются между административными, хозяйственными и техническими органами либо в роли постоянных местных работников в лесу — лесничих или их помощников, либо в роли таксаторов, лесоустроителей или лесных мелиораторов, проводящих летнее время в лесу, в поле, в степи, а зиму — за камеральной (чертёжной, отчётной и проектной) работой в губернском или столичном городе, — либо в роли лесных экономистов, по преимуществу в уездных, губернских и столичных органах управления лесами или в лесотрестах и плановых органах, в качестве специалистов по лесному хозяйству.

    Поскольку лесничий и его помощник должны постоянно работать в лесу, сосредоточивая своё внимание на жизни леса, лесоводом-лесничим должен быть прежде всего человек, любящий лес, могущий мириться с условиями лесной жизни вдали от шумных городов и селений. Конечно, это далеко ещё не значит, что лесовод - лесничий порывает связь с общественной жизнью, с людьми. Лесничий, как руководитель хозяйства, увязывает решения по всем вопросам, связанным с пользованием лесом, с задачами развития правильного лесного хозяйства на пользу общенародного хозяйства.

    Чем более населён и малолесен район деятельности лесничего, тем интенсивнее его лесное хозяйство, тем сложнее, ответственнее деятельность лесничего, как лесовода, лесохозяина и общественного работника; тем больше сношений с окружающим населением, значительнее требования потребителей на лес, а потому и сложнее в таком лесу уход за ним и вообще все хозяйство в нем.

    Жизнь и деятельность лесного таксатора, лесоустроителя и лесомелиоратора значительно разнообразнее. Летом — применение технических знаний в лесу, в степи, в иоле, наблюдение и изучение объектов своей деятельности, а зимой — составление отчёта, проекта, защита и проведение их в соответствующих органах. Укреплённый овраг, построенная плотина, осушительная канава или лесоустроительный отчёт — гораздо ярче показывают результат работы,

чем хозяйственная деятельность лесничего: ежедневные отпуски леса, отвод лесосек, оценка их, канцелярская работа, отчёты, продажа леса, борьба с различными вредителями леса, охрана его, борьба с незаконными порубщиками и т. п.

    Работа лесного экономиста протекает по преимуществу в разрешении хозяйственных, экономических вопросов, в административной и канцелярской работе. Здесь в большинстве случаев лесовод уже отрывается от непосредственной работы в лесу, от чисто лесоводственной, лесоустроительной, лесомелиоративной практики, но если он хочет быть хорошим лесным экономистом, то должен знать основательно эту практику, базироваться па лесной технике, увязывая её специальные задачи и цели с общенародными хозяйственными задачами и целями.

 

II. Программа лесохозяйственных ВУЗов.

    Из изложенного мы видим, что лесовод основывает свою профессиональную технику и практику на знании природы леса, как биологического растительного сообщества, и понимании окружающей его экономической обстановки. В этом же направлении строится в настоящее время программа курса в лесохозяйственных высших учебных заведениях. Поступающий в эти ВУЗы получит в них знания по химии, физике, математике, ботанике, зоологии, поскольку эти знания необходимы для понимания биологических явлений жизни леса. Для понимания взаимодействий между почвой, лесом и климатом в курсе лесохозяйственных ВУЗов отводится значительное место почвоведению, метеорологии и лесоведению, а также охотоведению. Как практический подход к организации лесного хозяйства, введено преподавание геодезии (умение обмерять земельные участки и составлять на них чертежи и планы), таксации (измерение и оценка) лесов, лесоустройства, энтомологии (вредители), фитопатологии (болезни леса) и технологии дерева.

    Так как лесное хозяйство, как мы уже говорили, нельзя рассматривать отдельно от экономической и социальной обстановки, то в лесохозяйственных ВУЗах немаловажное место занимают и вопросы политической экономии, исторического материализма, научного социализма, теории права и советской конституции.

    Далее, большое место отводится вопросам лесной техники и практики по уходу за лесом, по лесовозращению, лесоразведению и другим лесоводственным вопросам, эксплуатации леса, водному и железнодорожному транспорту, лесным мелиорациям и т. п. Мы не ставим себе задачей перечислить все предметы курса лесохозяйственных высших учебных заведений, а лишь указываем на главные и основные, как характеризующие эти учебные заведения.

    Курс в этих ВУЗах проходится в настоящее время не только теоретически, но подкрепляется постоянной практической работой студентов в лесу, в лабораториях, кабинетах и в административно-хозяйственных органах. Благодаря этому, оканчивающий учебное заведение лесовод является уже в значительной степени подготовленным к практической деятельности. Ещё в учебном заведении студенту даётся возможность более глубоко специализироваться по отдельным отраслям лесного хозяйства: лесоводству, лесоустройству, лесным мелиорациям или лесной экономике.

    Лесные пространства, крайне неравномерно разбросанные по территории наших советских республик, составляют около трети всей площади земли этих республик и при почти безлесном юге заполняют около 80% площади в северной части территории, спускаясь до 30—40°/о в средней части её. Теперь, когда мы с каждым годом все больше и больше втягиваемся в мировую торговлю лесом, и лесное хозяйство начинает играть у нас все более важную роль, лесоводам предстоит развить лесоустроительную практику, борьбу с оврагами, песками и болотами, помочь нашим лесоэкспортным организациям пробить дорогу нашей древесине на иностранных рынках, укрепить внутренний товарооборот древесины в нашей народнохозяйственной жизни, а в финансовом обороте сделать лес постоянным источником нормальных доходов, укрепляющих местный и государственный бюджет.

   Только работая в этом направлении, лесоводу удастся идти в ногу с строителями новой жизни и хозяйства Союза ССР.